ШАГ в 5-7 классах: «Я и закон»
28.01.2022
В рамках реализации образовательного проекта «ШАГ» для учащихся 5-7 классов в январе 2022 года в ГУО «Люсинский детский сад – средняя школа имени Якуба Коласа» прошли классные часы по тематическому блоку «Я и Закон».
В 5 классе классный час «Мы живём по закону» прошёл в форме познавательной игры. В начале мероприятия учащиеся послушали рассказ о жителях двух государств «Можно» и «Нельзя». Затем ребята обсудили рассказ и пришли к выводу, что в любом государстве должен быть установлен свод правил-законов, которые должны соблюдать все жители, чтобы государство процветало и все жили в мире и согласии.
В информационном блоке классного часа учащимся было предложено распределить права и обязанности и выделить особую группу - нарушения. А после этого классный руководитель Сироткина Елена Григорьевна предложила ребята дать точные определения понятиям «проступок», «правонарушение» и «преступление», и вспомнить виды наказаний за эти нарушения.
В практической части занятия ребята научились отличать проступки от правонарушений, обсуждая спорные ситуации и предлагая варианты их решения. Обсуждение было бурным, так как каждый человек индивидуален и каждый ситуацию видит по-своему. К концу занятия все пришли к единому мнению: нужно жить в обществе так, чтобы не нарушать права других людей, таким образом не нарушая законы, установленные в государстве.
В 6 классе классный час «Закон суров, но это закон» прошёл в форме интерактивного занятия. Цель мероприятия – воспитание уважительного отношения к закону. Основные задачи: познакомить учащихся с понятиями закон, правонарушение, преступление; воспитать чувство ответственности за свои поступки.
В начале занятия ребята выполнили тест «Что такое закон?». Затем классный руководитель 6 класса Железная Ольга Григорьевна попросила ребята высказать свое понимание высказываний:
o Стыд запрещает порою то, чего не запрещают законы.
o Высший суд – суд совести.
o Свобода предполагает ответственность.
o Законы должны иметь для всех одинаковый смысл.
o Свобода есть право делать всё то, что не запрещено законом.
Далее классный руководитель блиц-опрос «Может ли существовать государство без закона?», после которого ребята пришли к выводу, что ни одно государство не сможет существовать без правил и законов.
В основной части классного часа ребята обсудили основной закон Республики Беларусь – Конституцию. Также ребята стали участникам, а затем приняли участие в деловой игре «Суд присяжных», где им были предложены ситуации на определение видов ответственности. Проведённая игра вызвала у ребят массу эмоций, так как одни учащиеся выступили в роли обвинителей, другие защищали героев, выступая в роли адвокатов. Меру наказания в игре определял судья.
В конце занятия ребята поразмышляли о высказывании оратора и политика древнего Рима, жившего в 106 году до нашей эры Марка Туллия Цицерона: «Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными».
В 7 классе классный руководитель Амбражук Людмила Николаевна провела классный час по теме «Подросток и закон», целью которого стало воспитание правовой культуры учащихся и формирование осознанного выбора модели поведения с учётом новых знаний о формах ответственности подростка за те или иные поступки.
Мероприятие началось с введения ребят в проблематику и рассуждения о том, что о праве чаще вспоминают тогда, когда оно уже нарушено. Далее Людмила Николаевна организовала блиц-опрос по определению различий в понятиях «Шалость», «Злонамеренный поступок», «Проступок», «Преступление».
В основной части мероприятия ребята обсуждали виды ответственности за нарушения, анализируя презентацию «Виды правонарушений». В практической части своего путешествия ребята обсуждали проблемные ситуации, связанные с нарушениями и предлагали их решения.
Рефлексия мероприятия прошла через упражнение «Продолжите фразу…», где каждый из учащихся смог выразить своё отношение к мероприятию и к нарушению закона.
А.Ю. Рылко,
заместитель директора
по основной деятельности